Search This Blog

Занятие 1



Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть
педагогики концентрируется в уроке.

М. Н. Скаткин

 1. Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но  урок остался основой школьной классно-урочной системы. Классно-урочная система выдержала полувековое испытание временем и является основной формой обучения в школах многих стран.  Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.  Внесли свой вклад в развитие классно-урочной системы обучения и современные психологи, и учителя-практики, и учителя-новаторы, и педагоги-технологи.
В педагогической науке есть ряд определений урока. Одно из них: «Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени».[1] Авторы «Дидактики» М. А. Данилов и Б. П. Есипов дают такое определение: «Урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы»[2].
В этих определениях, пожалуй, более отчетливо вырисовываются формообразующие элементы, постоянство системных связей, «алгоритмизация урока», а возможно, и его стереотипность, шаблонность, статичность. Но тенденции развития, присущие обществу,  влекут за собой изменение целей и задач обучения, подталкивают к улучшению содержания, развитию методов и совершенствованию средств обучения. Поэтому понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении с акцентами на развитие творческого мышления учащихся и  на развитие и внедрение новых (вариативных) форм и методов  построения урока. В концепции  М. И.  Махмутова понятие «урок» получило дальнейшее развитие.  В ней  рассматриваются два аспекта урока.
Первый аспект (относительно процесса обучения в целом): «Урок есть основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом — учителем и учащимися».
Второй аспект (форма его организации): «Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения»[3].  Ученый рассматривает урок не как статичную форму занятия, а как вариативную и постоянно развивающуюся форму не всего учебно-воспитательного процесса, а процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей и общения учителя (преподавателя) и учащихся. Такой подход отражает сущность процесса обучения и включает воспитательное воздействие личности педагога на учащихся. Специалист по теории и истории педагогики И. П. Подласый  считает: «Урок — это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить.
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени»[4].
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения,  а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса,  должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Какие же требования  к уроку предъявляются сегодня?



[1] Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
[2] Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ. ред. Б. П. Есипова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
[3] Махмутов  М. И. Современный урок и пути его организации. М.: Знание, 1975.

[4] Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос-пресс, 2004.

Современный урок должен соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умения работать с информацией, учиться и работать в коллективе. Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.  Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней  развития личности учащихся (компетентностей)[1]. В российской педагогике вводится понятие метапредметные и личностные  результаты, которые наравне с предметными должны стать ориентиром освоения школьной программы. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся
в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и  к его результатам.



[1] Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
 Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Для того, чтобы более подробно вспомнить идеологию новых ФГОС, прослушайте лекцию руководителя группы разработчиков нового стандарта А.М.Кондакова


Для того, чтобы более повторить информацию об универсальных учебных действиях, познакомьтесь с содержанием ГЛОГСТЕРА об УУД и выполните данные в нём задания.

В зарубежной педагогике более принята  терминология компетентностного обучения, причем разные страны вводят разные модели ключевых компетентностей, осваемых школьником. Различные зарубежные модели можно условно свести к предлагаемому ниже перечню базовых компетентностей современного человека. Выполните задание, данное ниже.

Типы и виды уроков
Классическая дидактика предлагает нам хорошо известную  типологию уроков.
Урок изучения нового материала
В такой урок входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов. Варианты уроков изучения нового материала:
•          урок – лекция;
•          урок – беседа;
•          урок с использованием учебного кинофильма;
•          урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа);
•          урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
1.                  Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Это могут быть  уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного материала и др., например:
•          урок самостоятельных работ;
•          урок — лабораторная работа;
•          урок практических работ;
•          урок – экскурсия;
•          семинар.
3. Урок обобщения и систематизации изученного материала
Эти уроки могут  проходить в  форме семинара,  лабораторной работы, экскурсии и т.д.
4. Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков.
Форма проверки на уроке  может быть различной:
•          устная  (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);
•          письменная;
•          смешанная.
5. Комбинированные уроки
На таких уроках решается несколько дидактических задач.

Каждому  типу урока соответствует определенная структура. В самом общем виде  структура урока  содержит следующие компоненты:
•          организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у к уроку;
•          проверка домашнего задания;
•          проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
•          постановка цели занятия перед учащимися;
•          организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний;
•          первичная проверка понимания;
•          организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
•          творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
•          обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений;
•          контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний;
•          домашнее задание к следующему уроку;
•          подведение итогов урока.
В качестве элементов урока одни дидакты называют те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний. Другие специалисты перечисляют следующие элементы урока — 1) цель урока, 2) содержание учебного материала, 3) методы и приемы обучения, 4) способы организации учебной деятельности. По  мнению профессора  П. И. Пидкасистого, дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, … методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств: решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно.[1]
В России в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов[2] сегодня серьезно меняются основные подходы к организации деятельности учителя и ученика на уроке. «Старая знаниевая» репродуктивная практика урока уходит в прошлое, но спор о ценности знания, передаваемого учителем, не утихает. Эти тенденции раньше или позднее коснулись педагогов всех стран, споры о том, каким должен быть урок, и кто учитель на уроке – транслятор знаний или фасилитатор, режиссёр урока продолжаются.


Предлагаем вам провести Сравнительную характеристику деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и в условиях введения новых стандаров




104 comments:

  1. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  2. спасибо за интересные задания

    ReplyDelete
  3. Все замечательно. Единственное пожелание: хотелось бы картинку со схемой УДД на gloster в большем разрешении )

    ReplyDelete
  4. Елена Бондарь 22 November 2015 at 14:17
    Много материалов по проектированию и проведению современного урока в рамках ФГОС. Спасибо!

    ReplyDelete
  5. Спасибо за материалы о структуре урока и о требованиях к нему в рамках ФГОС!

    ReplyDelete
  6. Спасибо за интересный материал и за интересные задания
    Анна Рудая

    ReplyDelete
  7. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  8. большое спасибо за интересный материал :) мария маркова

    ReplyDelete
  9. Спасибо за матариал

    ReplyDelete
  10. Спасибо за матариал

    ReplyDelete
  11. сПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ МАТЕРИАЛ!

    ReplyDelete
  12. Спасибо за материал,очень познавательно и интересно!

    ReplyDelete
  13. Спасибо за хорошо структурированный материал! вот только Глостер у меня почему-то не открывается :( ссылка точно еще рабочая?

    ReplyDelete
  14. У меня все ссылки рабочие, большое спасибо за предоставленный материал.

    ReplyDelete
  15. Добрый день, тоже не открывается глогстер :(

    ReplyDelete
  16. Спасибо за интересный материал, полезные видео и задания!

    ReplyDelete
  17. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  18. Получается, в этом модуле не нужно регистрироваться?

    ReplyDelete
  19. Спасибо за интересный материал)

    ReplyDelete
  20. Познавательный материал))

    ReplyDelete
  21. Спасибо, очень хороший и полезный материал. А как здесь регистрироваться?

    ReplyDelete
  22. no registration required here?

    ReplyDelete
  23. Большое спасибо за это задание.

    ReplyDelete
  24. Задания позволяют четко дать определения задачам, поставленным перед современным учителем

    ReplyDelete
  25. Задания позволяют четко дать определения задачам, поставленным перед современным учителем

    ReplyDelete
  26. Задания позволяют четко дать определения задачам, поставленным перед современным учителем

    ReplyDelete
  27. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  28. Очень интересное сравнение традиционного и современного урока

    ReplyDelete
  29. Было интересно и познавательно ознакомиться с данным материалом.Узнала много нового, спасибо.
    Инга Кузнецова

    ReplyDelete
  30. Спасибо за материал и задания! Однако, возник вопрос - можно ли узнать, на сколько процентов верно выполнено задание? Как и где это сделать?

    ReplyDelete
  31. У меня тот же вопрос,что у Анастасии. Я закончила прохождение курса. Хотелось бы иметь представление о результате прохождения курса.

    ReplyDelete
  32. Спасибо за интересные и актуальные задания. Современные технологии требуют современных учителей

    ReplyDelete
  33. Спасибо за актуальную информацию.

    ReplyDelete
  34. Все изучила, выполнила. Не понимаю, где можно увидеть результат

    ReplyDelete
  35. Я прошла первое задание,но почему то запроса на регистрацию не было... Как вы проходили регистрацию?

    ReplyDelete
  36. Дорогие коллеги! Если запроса на регистрацию нет, то регистрация в данном занятии не нужна, так как она есть в задании.

    ReplyDelete
  37. задания в данном уроке дают обратную связь сразу. Вы сами можете посмотреть свой результат, нажав на голубую галочку в правом нижнем углу. Либо ответы обводятся зеленым(правильные) и красным(неправильные)

    ReplyDelete
  38. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  39. Глогстер не запустился, поэтому я выполнил два задания прямо на этой странице.

    ReplyDelete
  40. Здравствуйте) Поскольку здания без регистрации на всякий случай напишу тут, задания выполнила.

    ReplyDelete
  41. Также на всякий случай пишу, задания выполнила. Я так понимаю, что ссылка на глогстер (тоже у меня здесь не открылся) - это дубль задания 3 из первого модуля.

    ReplyDelete
  42. Спасибо, данное задание выполнила, задание 3 в занятии №4 по Вашей рекомендации переделала, благодарю за замечания

    ReplyDelete
  43. Задание сделала. Спасибо.

    ReplyDelete
  44. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  45. Поберий Евгения задания выполнила.

    ReplyDelete
  46. Пышна Анастасия
    Задание выполнила
    Спасибо!

    ReplyDelete
  47. Спасибо, задание выполнено.

    ReplyDelete
  48. Спасибо , задание выполнено

    ReplyDelete
  49. Спасибо , задание выполнено
    Наиля Матеулина

    ReplyDelete
  50. Спасибо, задание выполнено
    Самострельская Мария

    ReplyDelete
  51. Спасибо, задание выполнено.
    Васильева Наталия

    ReplyDelete
  52. Спасибо! Задание выполнено.

    ReplyDelete
  53. Василькова Вероника - все задания выполнены.

    ReplyDelete
  54. Спасибо! Задание выполнено

    ReplyDelete
  55. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  56. Задание выполнено, Спасибо.

    ReplyDelete
  57. Выполнено, спасибо) (Лобанова)

    ReplyDelete
  58. Задание выполнено. Зиннер Герман

    ReplyDelete
  59. Спасибо разработчикам! Все интересно и доступно. Эльмира Кайа

    ReplyDelete
  60. Задание выполнила

    ReplyDelete
  61. Задания выполнила. Дарина Стримовская

    ReplyDelete
  62. Степанова Елена

    Выполнила задания

    ReplyDelete
  63. Маркова Анна выполнила задания

    ReplyDelete
  64. Задания выполнены. Мария Малец

    ReplyDelete
  65. Выполнила. Марина Ильина

    ReplyDelete
  66. Пархоменко Ольга.
    Задания выполнила

    ReplyDelete
  67. Выполнила - Ольга Ильичева

    ReplyDelete
  68. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  69. Выполнила М.И.Савина-Баблояг

    ReplyDelete
  70. Модуль прошла, задания ввполнила.

    ReplyDelete
  71. Спасибо,прошла

    ReplyDelete
  72. задания 1 выполнены Гараева Галина

    ReplyDelete
  73. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  74. Задания выполнены, Бойкова Нина.
    Спасибо

    ReplyDelete
  75. Задания выполнены, Спасибо. Пальмина Александра

    ReplyDelete
  76. Задание выполнила. Киршанова Наталья

    ReplyDelete
  77. Спасибо за интересную лекцию! Задания выполнила, Шивкова Анна.

    ReplyDelete
  78. Done!Лобыничева Ольга

    ReplyDelete
  79. Спасибо за материал!

    ReplyDelete
  80. Волхонцева Ольга. Задание 2 позволяет быстро почувствовать разницу подходов...

    ReplyDelete
  81. Нечушкина выполнила задания

    ReplyDelete
  82. Столбова Ирина Задания выполнены.

    ReplyDelete
  83. Задания сделаны. Кашина Мария

    ReplyDelete
  84. Задания выполнены. Е.Заровнятных

    ReplyDelete
  85. Выполнено. Евгения Высотина.

    ReplyDelete
  86. Задания выполнила. Вехорева Марина.

    ReplyDelete
  87. Задания выполнил. Лазарев Антон

    ReplyDelete
  88. выполнила Невзорова

    ReplyDelete
  89. Выполнено. Екатерина Бартик.

    ReplyDelete