Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть
педагогики концентрируется в уроке.
М. Н. Скаткин
1. Основной дидактической единицей
учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое
изменилось, но урок остался основой
школьной классно-урочной системы. Классно-урочная система выдержала полувековое
испытание временем и является основной формой обучения в школах многих
стран. Существенный вклад в ее развитие
внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д.
Ушинский. Внесли свой вклад в развитие
классно-урочной системы обучения и современные психологи, и учителя-практики, и
учителя-новаторы, и педагоги-технологи.
В педагогической науке есть ряд
определений урока. Одно из них: «Урок — это систематически применяемая для
решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации
деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок
времени».[1] Авторы
«Дидактики» М. А. Данилов и Б. П. Есипов дают такое определение: «Урок есть
такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель
занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся
— с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для
достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями
учебной программы»[2].
В этих определениях, пожалуй, более
отчетливо вырисовываются формообразующие элементы, постоянство системных
связей, «алгоритмизация урока», а возможно, и его стереотипность, шаблонность,
статичность. Но тенденции развития, присущие обществу, влекут за собой изменение целей и задач
обучения, подталкивают к улучшению содержания, развитию методов и
совершенствованию средств обучения. Поэтому понятие «урок» нуждается в новом
методологическом наполнении с акцентами на развитие творческого мышления
учащихся и на развитие и внедрение новых
(вариативных) форм и методов построения
урока. В концепции М. И. Махмутова понятие «урок» получило дальнейшее
развитие. В ней рассматриваются два аспекта урока.
Первый аспект (относительно процесса
обучения в целом): «Урок есть основная форма движения обучения, определяемая
содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая
учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая
совокупным субъектом — учителем и учащимися».
Второй аспект (форма его
организации): «Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса
целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного
состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы,
методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки
времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе
обучения»[3]. Ученый рассматривает урок не как статичную
форму занятия, а как вариативную и постоянно развивающуюся форму не всего
учебно-воспитательного процесса, а процесса целенаправленного взаимодействия
деятельностей и общения учителя (преподавателя) и учащихся. Такой подход
отражает сущность процесса обучения и включает воспитательное воздействие
личности педагога на учащихся. Специалист по теории и истории педагогики И. П.
Подласый считает: «Урок — это
законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап,
звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью:
обучить, воспитать, развить.
Урок — это систематически
применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма
организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный
отрезок времени»[4].
Меняются цели и содержание
образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и
технологии обучения, а урок, оставаясь
основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств
выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Какие же
требования к уроку предъявляются
сегодня?
[1] Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
[2] Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ.
ред. Б. П. Есипова. — М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1957.
[4] Подласый
И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100
ответов: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос-пресс, 2004.
Современный урок должен
соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки
самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умения
работать с информацией, учиться и работать в коллективе. Современный урок
должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Основным результатом обучения становится
освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых
уровней развития личности учащихся (компетентностей)[1]. В
российской педагогике вводится понятие метапредметные и личностные результаты, которые наравне с предметными
должны стать ориентиром освоения школьной программы. Под метапредметными результатами
понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами
понимается сформировавшаяся
в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и к его результатам.
в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и к его результатам.
[1] Компетентность - новое качество субъекта
деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений,
ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия,
проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном
контексте.
Компетентность – объективный результат
освоения компетенций конкретной личностью.
Для того, чтобы более повторить информацию об универсальных учебных действиях, познакомьтесь с содержанием ГЛОГСТЕРА об УУД и выполните данные в нём задания.
В зарубежной педагогике более принята терминология компетентностного обучения,
причем разные страны вводят разные модели ключевых компетентностей, осваемых
школьником. Различные зарубежные модели можно условно свести к предлагаемому
ниже перечню базовых
компетентностей современного человека. Выполните задание, данное ниже.
Типы и виды уроков
Классическая
дидактика предлагает нам хорошо известную
типологию уроков.
Урок
изучения нового материала
В
такой урок входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов.
Варианты уроков изучения нового материала:
• урок – лекция;
• урок – беседа;
• урок с использованием учебного
кинофильма;
• урок теоретических или практических
самостоятельных работ(исследовательского типа);
• урок смешанный (сочетание различных
видов урока на одном уроке).
1.
Уроки
совершенствования знаний, умений и навыков
Это
могут быть уроки формирования умений и
навыков, целевого применения усвоенного материала и др., например:
• урок самостоятельных работ;
• урок — лабораторная работа;
• урок практических работ;
• урок – экскурсия;
• семинар.
3. Урок обобщения и систематизации
изученного материала
Эти
уроки могут проходить в форме семинара, лабораторной работы, экскурсии и т.д.
4. Уроки контрольные учета и оценки
знаний, умений и навыков.
Форма
проверки на уроке может быть различной:
• устная (фронтальный, индивидуальный и групповой
опрос);
• письменная;
• смешанная.
5. Комбинированные уроки
На
таких уроках решается несколько дидактических задач.
Каждому типу урока соответствует определенная
структура. В самом общем виде структура урока содержит следующие компоненты:
• организационный момент,
характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у
к уроку;
• проверка домашнего задания;
• проверка знаний и умений учащихся
для подготовки к новой теме;
• постановка цели занятия перед
учащимися;
• организация восприятия и осмысления
новой информации, т. е. усвоение исходных знаний;
• первичная проверка понимания;
• организация усвоения способов
деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в
том числе смена вариантов) по образцу;
• творческое применение и добывание
знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач,
построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
• обобщение изучаемого на уроке и
введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений;
• контроль за результатами учебной
деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний;
• домашнее задание к следующему
уроку;
• подведение итогов урока.
В качестве элементов урока одни
дидакты называют те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно:
1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка
знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний.
Другие специалисты перечисляют следующие элементы урока — 1) цель урока, 2) содержание учебного материала,
3) методы и приемы обучения, 4) способы организации учебной деятельности. По мнению профессора П. И. Пидкасистого, дидактическая структура
урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего
предписания, общего алгоритма организации урока, … методическая подструктура
обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений,
решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных
методов и средств: решение практических и учебных задач под руководством
учителя и самостоятельно.[1]
В России в связи с введением новых федеральных
государственных образовательных стандартов[2]
сегодня серьезно меняются основные подходы к организации деятельности учителя и
ученика на уроке. «Старая знаниевая» репродуктивная практика урока уходит в
прошлое, но спор о ценности знания, передаваемого учителем, не утихает. Эти
тенденции раньше или позднее коснулись педагогов всех стран, споры о том, каким
должен быть урок, и кто учитель на уроке – транслятор знаний или фасилитатор,
режиссёр урока продолжаются.
Предлагаем вам провести Сравнительную характеристику деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и в условиях введения новых стандаров
This comment has been removed by the author.
ReplyDeleteспасибо за интересные задания
ReplyDeleteВсе замечательно. Единственное пожелание: хотелось бы картинку со схемой УДД на gloster в большем разрешении )
ReplyDeleteЕлена Бондарь 22 November 2015 at 14:17
ReplyDeleteМного материалов по проектированию и проведению современного урока в рамках ФГОС. Спасибо!
Спасибо за материалы о структуре урока и о требованиях к нему в рамках ФГОС!
ReplyDeleteСпасибо за интересный материал и за интересные задания
ReplyDeleteАнна Рудая
This comment has been removed by the author.
ReplyDeleteбольшое спасибо за интересный материал :) мария маркова
ReplyDeleteСпасибо за матариал
ReplyDeleteСпасибо за матариал
ReplyDeleteсПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ МАТЕРИАЛ!
ReplyDeleteСпасибо за материал,очень познавательно и интересно!
ReplyDeleteСпасибо за хорошо структурированный материал! вот только Глостер у меня почему-то не открывается :( ссылка точно еще рабочая?
ReplyDeleteУ меня все ссылки рабочие, большое спасибо за предоставленный материал.
ReplyDeleteДобрый день, тоже не открывается глогстер :(
ReplyDelete+
ReplyDeleteСпасибо за интересный материал, полезные видео и задания!
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteDone!
ReplyDeleteПолучается, в этом модуле не нужно регистрироваться?
ReplyDeleteDone))Thank you)
ReplyDeleteinteresting tasks
ReplyDeleteСпасибо за интересный материал)
ReplyDeleteThank you))
ReplyDeleteПознавательный материал))
ReplyDeleteСпасибо, очень хороший и полезный материал. А как здесь регистрироваться?
ReplyDeleteСпасибо!
ReplyDeleteno registration required here?
ReplyDeleteСпасибо=)
ReplyDeleteБольшое спасибо за это задание.
ReplyDeleteЗадания позволяют четко дать определения задачам, поставленным перед современным учителем
ReplyDeleteЗадания позволяют четко дать определения задачам, поставленным перед современным учителем
ReplyDeleteЗадания позволяют четко дать определения задачам, поставленным перед современным учителем
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteОчень интересное сравнение традиционного и современного урока
ReplyDeleteБыло интересно и познавательно ознакомиться с данным материалом.Узнала много нового, спасибо.
ReplyDeleteИнга Кузнецова
Познавательно!
ReplyDeleteАктуально
ReplyDeleteСпасибо!
ReplyDeleteСпасибо за материал и задания! Однако, возник вопрос - можно ли узнать, на сколько процентов верно выполнено задание? Как и где это сделать?
ReplyDeleteУ меня тот же вопрос,что у Анастасии. Я закончила прохождение курса. Хотелось бы иметь представление о результате прохождения курса.
ReplyDeleteСпасибо за интересные и актуальные задания. Современные технологии требуют современных учителей
ReplyDeleteСпасибо за актуальную информацию.
ReplyDeleteВсе изучила, выполнила. Не понимаю, где можно увидеть результат
ReplyDeleteReply
ReplyDeleteЯ прошла первое задание,но почему то запроса на регистрацию не было... Как вы проходили регистрацию?
ReplyDeleteДорогие коллеги! Если запроса на регистрацию нет, то регистрация в данном занятии не нужна, так как она есть в задании.
ReplyDeleteзадания в данном уроке дают обратную связь сразу. Вы сами можете посмотреть свой результат, нажав на голубую галочку в правом нижнем углу. Либо ответы обводятся зеленым(правильные) и красным(неправильные)
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteГлогстер не запустился, поэтому я выполнил два задания прямо на этой странице.
ReplyDeleteЗдравствуйте) Поскольку здания без регистрации на всякий случай напишу тут, задания выполнила.
ReplyDeleteТакже на всякий случай пишу, задания выполнила. Я так понимаю, что ссылка на глогстер (тоже у меня здесь не открылся) - это дубль задания 3 из первого модуля.
ReplyDeleteСпасибо, данное задание выполнила, задание 3 в занятии №4 по Вашей рекомендации переделала, благодарю за замечания
ReplyDeleteЗадание сделала. Спасибо.
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteПоберий Евгения задания выполнила.
ReplyDeleteПышна Анастасия
ReplyDeleteЗадание выполнила
Спасибо!
Спасибо, задание выполнено.
ReplyDeleteСпасибо , задание выполнено
ReplyDeleteСпасибо , задание выполнено
ReplyDeleteНаиля Матеулина
Спасибо, задание выполнено
ReplyDeleteСамострельская Мария
Спасибо, задание выполнено.
ReplyDeleteВасильева Наталия
Спасибо! Задание выполнено.
ReplyDeleteВасилькова Вероника - все задания выполнены.
ReplyDeleteСпасибо! Задание выполнено
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteЗадание выполнено, Спасибо.
ReplyDeleteВыполнено, спасибо) (Лобанова)
ReplyDeleteЗадание выполнено. Зиннер Герман
ReplyDeleteСпасибо разработчикам! Все интересно и доступно. Эльмира Кайа
ReplyDeleteЗадание выполнила
ReplyDeleteЗадания выполнила. Дарина Стримовская
ReplyDeleteСтепанова Елена
ReplyDeleteВыполнила задания
Маркова Анна выполнила задания
ReplyDeleteЗадания выполнены. Мария Малец
ReplyDeleteВыполнила. Марина Ильина
ReplyDeleteПархоменко Ольга.
ReplyDeleteЗадания выполнила
п
ReplyDeleteВыполнила
ReplyDeleteВыполнила - Ольга Ильичева
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteВыполнила М.И.Савина-Баблояг
ReplyDeleteВыполнила
ReplyDeleteМодуль прошла, задания ввполнила.
ReplyDeleteСпасибо,прошла
ReplyDeleteзадания 1 выполнены Гараева Галина
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteЗадания выполнены, Бойкова Нина.
ReplyDeleteСпасибо
Задания выполнены, Спасибо. Пальмина Александра
ReplyDeleteЗадание выполнила. Киршанова Наталья
ReplyDeleteСпасибо за интересную лекцию! Задания выполнила, Шивкова Анна.
ReplyDeleteDone!Лобыничева Ольга
ReplyDeleteЗадание 1 выполнил.
ReplyDeleteСпасибо за материал!
ReplyDeleteВолхонцева Ольга. Задание 2 позволяет быстро почувствовать разницу подходов...
ReplyDeleteНечушкина выполнила задания
ReplyDeleteСтолбова Ирина Задания выполнены.
ReplyDeleteЗадания сделаны. Кашина Мария
ReplyDeleteЗадания выполнены. Е.Заровнятных
ReplyDeleteВыполнено. Евгения Высотина.
ReplyDeleteЗадания выполнила. Вехорева Марина.
ReplyDeleteЗадания выполнил. Лазарев Антон
ReplyDeleteвыполнила Невзорова
ReplyDeleteВыполнено. Екатерина Бартик.
ReplyDelete