Основной этап урока.
Изменения в содержании и технологиях
основного этапа урока
Фундаментом современной организации учебного процесса является многокомпонентный урок, а не традиционный «линейный» урок изучения
нового материала или закрепления пройденного.
На втором этапе урока осуществляются процессы изучения
нового материала, совершенствования УУД, обобщения и систематизации нового
опыта.
Для того, чтобы вспомнить, какие универсальные учебные действия мы должны формировать на уроке, посмотрите фильм.
Для того, чтобы вспомнить, какие универсальные учебные действия мы должны формировать на уроке, посмотрите фильм.
Какими правилами должен руководствоваться учитель,
создающий урок
1. Цели
урока принимаются и формулируются учащимися.
2. Учитель
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. д.).
3. Используются
разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности
учащихся в учебном процессе.
4. Учитель
владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На
уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого
специальные приемы.
8. Учитель
стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель
специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель
принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию (иное мнение);
обучает корректным формам выражения
своей точки зрения.
11. Стиль,
тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
Подобных «правил», разработанных
для современного урока, множество…
Понятно, что требования к организации современного урока значительно выросли. С
этим связано множество дискуссий, вопросов учителей: Как все успеть на уроке?
Как заинтересовать всех участников урока?
Как добиться видимых результатов?
Предлагаем несколько рецептов:
Рецепт 1
Задачу построения многокомпонентного
современного урока с диагностичными
формулировками целей можно
решить, используя современные
образовательные технологии. Напомним, что сформулировать цели-результаты
урока учителю могут помочь таксономии
целей. В предыдущих частях книги был
представлен широкий спектр современных технологий. При использовании
современных образовательных технологий учителю важно помнить и понимать
дидактические основы этих стратегий, принципы на которых они основаны.
Так, например, к технологиям по «обучению мышлению», технологиям метакогнитивного рефлексивного характера[1], могут
быть отнесены следующие: технология
проектирования, технология развития критического мышления, педагогические
мастерские, дебаты, проектные, исследовательские и дискуссионные технологии,
кейс-метод, технология портфолио, диалоговые технологии и др. Это технологии, применение которых в
целом способствует формированию ведущей
компетенции современного человека, обеспечивающей овладение новыми компетенциями,
или
умения учиться.
Именно современные
образовательные технологии метакогнитивного рефлексивного характера
(метапредметного характера в терминологии ФГОС)
сегодня становятся важнейшим ресурсом модернизации современного
образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока:
информационный ресурс, который
включает в себя не только учебник и другие виды учебных книг, но развитие
информационной компетентности, как умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения
проблем;
мотивационный ресурс, как развитие способности к самоорганизации — умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные
ресурсы;
технологический ресурс, как поле
использования современного технологического инструментария;
коммуникативный ресурс — возрастание роли личностного коммуникативного
ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности, как умения эффективно сотрудничать с другими
людьми.
Понимание результата обучения как
компетентность в решении учебных и личностных задач на основе развития опыта
учебной и метапознавательной деятельности, как способность к самообразованию — готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая
успешность и конкурентоспособность.
Рецепт 2
Одной из важных характеристик урока, соответствующего современным
требованиям, является его интерактивный характер, в процессе которого
происходит развитие коммуникативных умений.
Советская и российская практика обучения в основном
использовала фронтальные методы работы с классом, практика коммуникации часто
ограничивалась «показательными» уроками и теорией групповой работы.
Сегодня мы рассматриваем коммуникативные умения как:
коммуникацию
учащихся в парной и групповой работе:
умение
слушать других и отстаивать свою позицию;
умение
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем;
умение
адекватно формулировать и давать оценку своим и чужим действиям, эмоциям,
чувствам.
Организация
групповой работы учащихся строится с
учетом следующих принципов:
1.
Взаимосвязь членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого
члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
2. Ключевая
роль взаимодействия между членами группы, что
предполагает целенаправленное формирование навыков взаимодействия между
членами группы, а также обязательное обсуждение на уровне группы и класса технологий и проблем межличностного
взаимодействия в процессе совместной работы.
3. Взаимозависимость
участников группового обучения от:
- общей
цели, которая должна быть осознана и принята каждым учащимся и которая должна
быть достигнута в процессе совместной учебно-познавательной деятельности;
- источников
информации, когда каждый ученик группы владеет только частью
общей информации или от источника информации, необходимого для решения поставленной общей задачи;
- личного
результата каждого участника группы, эффективности его учебно-познавательной деятельности;
-
распределения ролевых функций участников группы, учебного материала, предметов,
инструментов, оборудования и т.д.;
- формы
поощрения (оценка группа складывается из оценок, получаемых каждым участником
группы, в то время как каждый ученик
группы получает одинаковую оценку за работу).
Особенности организации групповой работы на уроке:
- достижение общей для группы цели («групповая цель»);
- совместная работа всех членов группы над одной проблемой,
темой, мини-проектом и т.д.;
- самостоятельная работа каждого участника группа во взаимодействии
со всеми членами группы;
- групповая заинтересованность в том, чтобы каждый член
группы усвоил необходимую учебную информацию и/или выполнил задание/мини-
проект, что инициирует взаимопомощь всех участников группы;
- успех работы всей группы как результат успешной
самостоятельной работы каждого члена группы;
- отдельные группы не соревнуются друг с другом, так как
каждая группа выполняет свое задание/мини-проект или работает над определенной
темой;
- оценку или «награду» (поощрение, знак отличия и т. д.)
получает команда;
- индивидуальная
ответственность каждого ученика, так как успех или неуспех всей группы зависит
от удач или неудач каждого ее члена;
- равные возможности
для каждого ученика в достижении успеха — каждый ученик приносит группе очки
путем приращения (улучшения) собственных ранее достигнутых результатов.
Работа в группах
или «обучение сообща», "обучение в сотрудничестве"
заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах
над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти
идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей
степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще
всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных
творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так
и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Современная практика предлагает нам большое разнообразие
форм коммуникации на уроке.
Технологии коммуникативного взаимодействия
Задание даёт 15% от обшей оценки за занятие.
Рецепт 3
На уроке должно быть интересно. Третий рецепт переплетается
с остальными, интересно на уроке, когда это урок поисков и открытий, интересно,
если на уроке организована групповая работа, интересный, если это – урок-игра, интересный, если сам
ученик поставил цели изучения нового материала и т.п.
Познавательную мотивацию учащихся можно активно
стимулировать с помощью проблемных, частично-поисковых и эвристических
ситуаций, создаваемых на уроках.
В качестве приемов, стимулирующих познавательную мотивацию
учащихся, используются следующие:
- создание проблемных ситуаций;
- «втягивание и отстранение»;
- тренинг определений;
- выбор и замена заданий;
- дискуссии («круглый стол», «дебаты», «сократические
диалоги», «мозговой штурм», дидактические
игры — «заседание экспертной группы», «судебное заседание» и т. д.).
Одним из специфических приемов, актуальных для предметов
гуманитарного и естественно-научного
циклов, является прием «втягивания и отстранения». Прием основан на
«втягивании» учащихся в саму литературную ткань произведения. К примеру,
задание для учащихся — изложить события пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» с
точки зрения ее героев: Чацкого, Софьи, ее отца, Молчалина. При этом в ходе
изложения ученики должны не только показать знание текста произведения, но и
объяснить причины поступков своих героев. Отстранение, в отличие от
детализированного втягивания, опирается на умение посмотреть на проблему как бы
издали, развернуть ее под другим углом зрения. Например: «Представьте себе, что
вы – автор, и попробуйте объяснить, почему и для какой цели было написано это
произведение. Что было бы, если бы по сюжету герой поступил по-другому? Как, по
вашему мнению, этот поступок отразился бы на судьбах других героев? И т.
д.» Учащихся, чья активность не выражена
внешне, тоже можно вовлечь в ролевые ситуации втягивания и отстранения.
Школьникам предлагается написать дневник
или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени
исторического лица. Это может быть, например, дневник географических открытий —
«Открытие Америки. Дневник Христофора Колумба». Это может быть описание одного
дня, прожитого мальчиком в Древнем Киеве.
Рецепт 4
Урок
перестает быть площадкой для передачи знаний.
Мышление
развивается в проблемной ситуации, когда учащийся сам «собирает» понятия о
предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.
Это естественный процесс генезиса мышления, высшей психической функции. В
западной педагогической психологии рефлексивная стратегия обучения является
практической реализацией конструктивистского подхода,
основанного на идеях когнитивной психологии. Суть этих идей состоит в
утверждении, что при обучении ребенка истина и смысл не являются чем-то, что
можно дать ему в готовом виде, они открываются и создаются самим человеком. В
соответствии с этой научной концепцией и разработан новый конструктивистский
подход к процессу обучения, центрированный на ученике и предполагающий, что
новые знания для себя ученик добывает и «конструирует» сам. Такой подход
основан на рефлексии, он требует обдумывания и анализа всего происходящего во
время обучения не только от учителей, но и от учеников. Важным при таком
подходе также является побуждение учащихся принимать на себя ответственность за
свое обучение и мышление.
Если же
учитель дает ученику готовое знание о предмете и требует от него
воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает у учащегося его
естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной
деятельности, снижает интерес к изучаемому. Мы можем говорить о «конструировании» собственного
знания в рамках своей собственной поисковой деятельности и о «конструировании»
преподавателем занятия с позиций интереса, опыта слушателей, расширения из
знаниевого, мыслительного и деятельностного поля, передачи им «рефлексивного
инструментария» для дальнейшего обучения, развития и самообразования.
Рецепт 5
Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно
проводить в формате технологических карт.
Технологическая карта урока – современная форма планирования
педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В ней должен быть описан весь процесс
деятельности учащихся и учителя пооперационно,
максимально детально и конкретно. В
технологической карте урока должны быть последовательно отражены все
его этапы; результаты урока четко
фиксируются и соотносятся со всеми
операциями и действиями, которые приводят к их достижению; четко координируются
и соотносятся друг с другом действия всех субъектов (учителя и учащихся).
Четкость требований, предъявляемых к технологической карте, не отменяет
вариативность их шаблонов.
Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты:
Этапы
урока
|
Формируемые
результаты
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.
Образовательные технологии и педагогическая рефлексия, СПб: СпбГУПМ, 2002.
Дополнительно рекомендуем вам посмотреть запись вебинара Р.П.Мильруда о формировании УУД на уроке иностранного языка.
Дополнительно рекомендуем вам посмотреть запись вебинара Р.П.Мильруда о формировании УУД на уроке иностранного языка.
Теперь в ходу слово "обучающийся". При составлении рабочих программ нам настоятельно советовали избегать слов "ученик", "школьник" и т.п как противоречащих формулировкам ФГОС. Очень интересно, нужно ли называть одноклассников словом "сообучающийся".
ReplyDelete:) это добавляет веселости в образовательный процесс! наверное, нам важно научиться не реагировать на разные новшества, которые вводят не всегда умные люди и помнить о главном. а то время уйдет, а к экзаменам не подготовим (-ся)
ReplyDeleteВ описании ромашки Блума указано:
ReplyDelete"Основу для “Ромашки Блума” составляет так называемая таксономия Блума, в которой разграничены шесть уровней мыслительной деятельности. К низким уровням мыслительной деятельности относятся: знание, понимание, применение. К высоким уровням мыслительной деятельности относятся: анализ, синтез, оценочное суждение.".
нет ли здесь описки? не надо ли поменять оценочное суждение и применение местами?
Reply
ReplyDeleteМаркова Анна - задания выполнены
ReplyDeleteВыполнено
ReplyDeleteВыполнила, М.И.Савина-Баблоян
ReplyDeleteЗадание 5 выполнено рецепт 6 - Пока не загружается
ReplyDeleteСтепанова Елена - выполнено : задание Спасибо
ReplyDeleteСделала
ReplyDeleteЗадания занятия 5 выполнены.
ReplyDeleteЗадания выполнила
ReplyDeleteЗадания 5 выполнены. Рецепт 6 невозможно сделать запись. Гараева Галина
ReplyDeleteРецепт 6 записан. Гараева Галина ГБОУ СОШ 535
ReplyDeleteНечушкина 3адание5 и 6
ReplyDeleteЗадание выполнила. Вехорева Марина.
ReplyDeleteЗадания выполнил. Лазарев Антон.
ReplyDeleteЗадания выполнены. Столбова И. Вебинары не открываются.
ReplyDeleteЗадания выполнила - Шивкова А.
ReplyDeleteВыполнила. Пальмина А.
ReplyDelete