Search This Blog

Занятие 2




1. Как построить современный урок.

Для ответа на этот вопрос нам необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам  и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 В 90-е годы российские педагоги начинают использовать новые модели урока,  связанные с образовательными технологиями.
Еще совсем недавно педагогическая наука и практика обходилась без понятия «педагогическая технология». В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.
“Технологический”, подход  к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения)».[1] По М.В. Кларину: педагогическая технология - это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.
На сегодня в научной литературе существует множество понятий “технология”, общий смысл которых можно свести к следующему: технология -  это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.
Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. Так, в работе Г.К.Селевко описано свыше пятидесяти технологий, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Не удивительно, что педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решений стоящих перед ними проблем.
С нашей точки зрения проблема  современных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения. Такое основание мы видим в использовании рефлексии[2] учителя при разработке и использовании образовательных технологий.
Что мы имеем в виду?
Конечно, деятельность субъекта в рамках любой технологии, включает в себя не только конкретно-содержательные стандартизованные процессы, но в той или иной мере осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценку. Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету. И такие технологии, пусть стандартизированного характера, будут еще долго использовать в практике обучения. Однако в последние годы появилась потребность в технологиях рефлексивного характера, целью которых и конечным результатом ее является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
Мы отдаем себе отчет, что в реальном образовательном процессе между названными крайними типами технологий существует целый ряд промежуточных. Однако прежде чем перейти к их характеристике, мы специально выделяем эти два типа в качестве своеобразных точек отсчета; при этом мы полагаем, что становление и развитие субъектности взрослых в учении прямо связано с освоением ими метакогнитивных способов рефлексивного мышления.
Именно эта проблема подводит нас к понятию педагогической рефлексии, лежащей в основе саморегуляции и самооценке человеком собственной образовательной деятельности.
В 80-е годы рефлексия прочно входит в понятийный аппарат педагогической науки.
В последние годы большое значение уделяется рефлексии, как методу стимулирования развития инновационной профессиональной деятельности через осмысление и перестройку профессионально – личностного опыта в рамках  непрерывного образования.
Мы считаем, что педагогическая рефлексия, как и всякая профессиональная рефлексия, связана с особенностями содержания педагогической деятельности, с опытом собственной работы (педагогическим опытом) и направлена как на собственную деятельность и деятельность коллег, так и на деятельность учащихся. Вероятно, точнее было бы сказать, что речь идет о "механизмах рефлексии в системе педагогической деятельности", поскольку механизмы рефлексии у человека едины, но для удобства дальнейшего изложения, мы будем пользоваться термином педагогическая рефлексия.
Ключевыми характеристиками педагогической рефлексии, во всём её многообразии, являются по отношению к собственной деятельности:
-                     осознание собственного педагогического опыта;
-                     выработка критериев успешности собственной педагогической деятельности;
-                     анализ изменений, происходящих в современном образовании.
По отношению к содержанию образования педагогическая рефлексия проявляется:
-                     в планировании и конструировании образовательного процесса;
-                     в корректировке целей и способов образовательной деятельности;
-                     в выборе стратегий и методов его организации.
По отношению к ученику:
-                     в умении налаживать адекватную обратную связь в системе «учитель – ученик»;
-                     в умении вооружить учащихся методами рефлексии собственной учебной деятельности, то есть способности ученика самостоятельно осмысливать собственный ход учения;
-                     в способности оценивать успешность собственной деятельности с позиций ученика.
Многоаспектность и многокомпонентность педагогической рефлексии обуславливает необходимость анализа рефлексивных механизмов педагогической деятельности и рассмотрения рефлексии, как способа осознания инновационной педагогической деятельности, как механизма, присущего современному образовательному процессу, требующего изучения и трансляции.
Рефлективные механизмы лежат и в основе саморегуляции деятельности личности, в том числе – деятельности учебно-познавательной. Как было показано Ж. Пиаже и Л.С.Выготским, человек в процессе своего развития интериоризирует (делает внутренними) те отношения, которые первоначально даны ему внешне как отношения между людьми (родители и ребенок, учитель и ученик). Вступая в социально-психологисеские отношения с другими, ребенок общается и взаимодействует с ними; его действия направляются, регулируются и оцениваются со стороны взрослых и со стороны его сверстников; вместе с тем он и сам пытается направлять, регулировать и оценивать действия других; по мере приобретения опыта такого взаимодействия, он начинает осваивать эти управляющие функции и применять их по отношению к самому себе – так развиваются процессы само ориентации, саморегуляции и самооценки как внутренние (интериоризированные) процессы, позволяющие личности управлять собой и своим поведением. 
Рефлексия больше проявляется в поиске, в научной и опытной деятельности, в «командной работе», в совместном решении проблем.
Нам представляется, что наиболее эффективными в образовательном процессе являются определённые технологии, формирующие культуру мышления, его самостоятельность.  Мы определяем эти технологии как  метакогнитивные, т. е. технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. Важным качеством данных технологий является их рефлексивность, так как они основаны на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т. д.
Теория и практика метакогнитивного обучения известна и популярна в западной педагогике. Мы связываем идеи метакогнитивного рефлексивного обучения с технологиями, отдельными стратегиями, приемами и методами, используемыми на уроке.




Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.
[2] В современной науке понятие рефлексии употребляется в двух основных значениях. Во-первых, рефлексия соотносится с самосознанием личности. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных предпосылок; предметное рассматривание самого знания; критический анализ его содержания и методов; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Во-вторых, рефлексия понимается как процесс отражения одним человеком мира другого человека. «Рефлексия – не только знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает «рефлексирующего» индивида»[2].
Рефлексия (в самом общем виде) - способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого.
  


Посмотрите видеозапись вебинара Ю.Е.Ваулиной о современных технологиях проектирования урока иностранного языка.




/>


Перейти к Занятию 3

59 comments:

  1. Елена Бондарь 22 November 14:39
    Спасибо за интересную информацию

    ReplyDelete
  2. Спасибо за интересный материал занятия!
    Рудая Анна

    ReplyDelete
  3. Спасибо за интересный материал :)

    ReplyDelete
  4. Спасибо за интересное занятие!)

    ReplyDelete
  5. Задания 1,2 и 1 к занятиям 1 и 2 выполнила

    ReplyDelete
  6. очень интересно

    ReplyDelete
  7. Здравствуйте, я не могу сказать как это у меня получилось, но Scarlett и Кучиева Татьяна Викторовна - это я. Подскажите как узнать прошла ли я курс. На занятия регистрировалась и задания выполняла.

    ReplyDelete
  8. Выполнила 2 задание

    ReplyDelete
  9. Спасибо за хорошо разработанные задания

    ReplyDelete
  10. Поберий Евгения задания 2 выполнила. Запись вебинара почему-то не открывается(пишет сервер временно не доступен)

    ReplyDelete
  11. Пышна Анастасия
    Задание выполнила, вебинар открылся

    ReplyDelete
  12. Задание выполнила. Вебинар открылся.

    ReplyDelete
  13. Задание выполнила. Вебинар пришлось скачать.

    ReplyDelete
  14. Задание выполнено.
    Наиля Матеулина

    ReplyDelete
  15. Задание выполнил.

    ReplyDelete
  16. Задание выполнено, спасибо.
    Васильева Наталия

    ReplyDelete
  17. Задание выполнено - Василькова Вероника.

    ReplyDelete
  18. Задание выполнено, вебинар посмотрела.

    ReplyDelete
  19. Самострельская Мария

    Задание выполнила. Вебинар просмотрен

    ReplyDelete
  20. Задание выполнила, вебинар посмотрела.

    ReplyDelete
  21. Задание выполнила (Лобанова)

    ReplyDelete
  22. Задание выполнено. Зиннер Герман

    ReplyDelete
  23. Вебинар отличный, спасибо. Задание выполнила. Эльмира Кайа

    ReplyDelete
  24. Задание выплнила

    ReplyDelete
  25. задание выполнила, вебинар открылся.

    ReplyDelete
  26. Задание выполнила, Спасибо. Елена Коптяева

    ReplyDelete
  27. Задание выполнено, вебинар просмотрен. Маркова Анна

    ReplyDelete
  28. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  29. Марина Ильина выполнила задания из занятий 1 и 2

    ReplyDelete
  30. Задания выполнены. (Малец Мария)

    ReplyDelete
  31. Выполнила задания

    ReplyDelete
  32. Степанова Елена заданиет Выполнила

    ReplyDelete
  33. Мальцева Екатерина

    ReplyDelete
  34. М.И.Савина-Баблоян - выполнила

    ReplyDelete
  35. Модуль прошла, задание выполнила.

    ReplyDelete
  36. Модуль прошла, задание выполнила.

    ReplyDelete
  37. Задание выполнено. Омарова Ю

    ReplyDelete
  38. Задание 2 выполнено. Гараева Галина

    ReplyDelete
  39. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  40. Задание 2 выполнено, Бойкова Нина

    ReplyDelete
  41. Задание 2 выполнено, Шивкова А.

    ReplyDelete
  42. задание 2 выполнено , Лобыничева Ольга

    ReplyDelete
  43. Выполнил. Ссылка на вебинар, видимо, устарела.

    ReplyDelete
  44. Задание выполнено Нечушкина

    ReplyDelete
  45. Столбова И. Задание выполнено. Вебинар Ю.Е.Ваулиной не открывается.

    ReplyDelete
  46. Кашина Мария. Вебинар действительно не найден :(

    ReplyDelete
  47. Задание выполнено. Е.Заровнятных

    ReplyDelete
  48. Выполнено. Евгения Высотина. Ссылка на вебинар не работает.

    ReplyDelete
  49. Задание выполнено. Лазарев Антон

    ReplyDelete
  50. Задание выполнила. Вехорева Марина. Вебинар не открывается.

    ReplyDelete
  51. Задание выполнила. Киршанова Наталия

    ReplyDelete
  52. выполнено. Невзорова

    ReplyDelete
  53. выполнила Пальмина

    ReplyDelete